КОСТЮМ XIX в. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ГОТОВОЙ ОДЕЖДЫ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЫСОКОЙ МОДЫ
Великая
французская революция (1789—1794 гг.) явилась символом пришествия
новой, капиталистической, эпохи, победы демократических ценностей буржуазного общества над феодальными. Соответственно изменилась и мода: в
прошлом остались излишества в костюме — пудреные парики, расшитые
золотом аби, дамские платья с панье, парча, высокие каблуки и туфли с
пряжками. В мужской моде победил рациональный английский стиль —
напыщенный костюм эпохи абсолютизма, подчеркивающий сословные различия,
сменила буржуазная униформа, скрадывающая социальные различия (рис.
3.17). Из костюма санкюлотов — революционеров из среды городской бедноты
— пришли длинные панталоны на смену кюлотам, ассоциировавшимся с
костюмом аристократа (правда, внедрение длинных панталон в гардероб
мужчины шло постепенно — кюлоты в качестве дополнения к бальному фраку
носили еще в 1820-е гг.). В эпоху Директории (1795—1799 гг.) появились «жертвы моды», в
костюме которых до предела были утрированы все модные черты, — это были
потомки казненных Конвентом, которых называли «невероятные» и
«чудесные» (среди таких «чудесных» были мадам Тальен, мадам Рекамье,
мадам Богарнэ — Бонапарт, будущая императрица Франции).
В Англии появились первые денди (денди — изысканно одетый человек,
щеголь, франт), которые сделали свой костюм предметом особых забот —
индивидуальность и достоинство человека утверждались ими в сдержанной
цветовой гамме (до сих пор сочетание черного, серого, коричневого и
белого считается классикой в мужской одежде), в изысканном покрое,
безукоризненной посадке одежды на фигуре и отточенных деталях. Именно
денди ввели в моду белоснежные рубашки, галстуки и жилеты, которые они
меняли несколько раз в день. Впервые незнатный и небогатый человек стал
объектом для подражания (например, знаменитому лондонскому денди Джорджу Браммел-лу подражал Принц Уэльский, будущий король Георг IV).
В женском костюме побеждает античная мода. В начале революции, в 1790
г. появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета
карако, напоминающего мужской фрак. Эти костюмы, сшитые часто из мужских
шерстяных тканей, шил мужской портной, и они назывались
«портновскими». Впоследствии именно такие костюмы станут одним из
символов женской эмансипации. Женщины носили мужские шляпы, трехцветные
розетки и ленты в поддержку революции, но реальное положение женщины в
обществе революция не изменила (лозунг «Свобода, равенство, братство»
относился только к мужчинам). Эти заимствования из мужской одежды на
время, до конца XIX в.,
уступили место другим стилям и образам. В эпоху и в канун революции
античность представлялась образцом идеального общества, а античные
герои — примерами для подражания. Античные образы можно было увидеть не
только на полотнах знаменитых художников (например, Ж. -Л. Давида), но и
в оформлении революционных праздников и процессий. В эпоху Директории
увлечение античностью оказывает непосредственное влияние на женскую моду
— модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких
платьях-рубашках и сандалиях. В этом тоже было своеобразное завоевание
революции — женщины получили равные права в следовании новой моде, в
прошлое ушли все сословные ограничения в
костюме. С этого времени женская мода меняется чаще, чем мужская (до
этого мужской костюм развивался более динамично, все новинки пояштялись,
в первую очередь, в мужской одежде, так как мужчина бьи активным
членом общества). В буржуазном обществе, особенно в XIX в..
женщина стала своеобразной витриной финансовых и социальных успехов
своего мужа. Мода менялось очень часто в интересах развития
промышленности, один стиль сменял другой: «ампир» эпохи Наполеона I уступил
место «романтизму» эпохи Реставрации, затем ему на смену пришли
«бидер-майер» и «историзм», затем — «второе рококо» эпохи Наполеона III,
«эклектика», и завершился век формированием стиля «модерн». Наиболее
часто меняются отделки и детали, используются элементы стилей прошлого и
костюма Востока, форма платья остается достаточно стабильной. После
небольшого периода забвения возвращаются корсеты и каркасы юбок .
В \гужской одежде постепенно вырабатываются формы универсальные,
соответствующие образу жизни героя нового времени — банкира и
предпринимателя, костюм освобождается от многоцветности и
декоративности и все более напоминает безликую униформу (фрак, сюртук,
жакет, вестон, визитка).
На моду все больше влияния оказывает промышленность, без которой невозможно было бы представить массовую моду капиталистического общества. В XIX в.
формируется массовый потребитель на основе средней и мелкой буржуазии.
Развитие буржуазной моды было тесно связано с развитием производства.
Влияние Англии на европейскую моду в немалой степени было обусловлено
тем, что именно Англия стала центром технической революции, начавшейся в
60-е гг. XVIII в. Технический переворот произошел в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, мюль-машина, механический
и автоматический ткацкие станки. Это позволило существенно повысить
производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей. С 1785 по
1850 г. производство тканей в Англии выросло в 50,6 раз, а их цена
снизилась в 5,5 раз. В 1784 г. Джеймс Уатт изобрел паровую машину,
которая могла приводить в действие текстильные машины с постоянной
скоростью. В Англии появилась машинная фабрика, пришедшая на смену
мануфактуре, основанной на ручном труде, и затем распространилась
повсеместно. Во Франции Ж.-М.Жаккар в 1801 — 1808 гг. разработал
устройство для получения тканей с крупным узором (жаккардовые ткани),
усовершенствовал прядильный и ткацкий станки. В 1830-х гг. широко
распространяется многокрасочная печатная машина «перротина», благодаря
применению которой удешевилось производство высококачественных
хлопчатобумажных тканей. Появился станок с круговым вращением для производства тюля и кружев. В 1840-е гг. появляются искусственные
красители. Все это позволило значительно снизить цены на ткани и
отделки, и модные товары перестали быть предметами роскоши, стали
доступны массовому потребителю.
Правда, все это великолепие разнообразных модных товаров создавалось
тяжелым трудом рабочих, прежде всего женщин и детей, которые работали в
основном в модной индустрии. Например, в 1788 г. в Англии в ткацких
мастерских работало 26 тыс. мужчин, 31 тыс. женщин и 35 тыс. детей,
значительная часть которых была моложе десяти лет. В вышивальных и
кружевных мастерских также работали в основном дети от двух лет
(средний возраст — шесть лет). В модных мастерских рабочий день доходил
до 18 ч, в мастерских при модных магазинах — до 22 ч во время модного
сезона (в 1840-е гг. в Англии). Портные часто работали в маленьких
помещениях без света и свежего воздуха, поэтому самым распространенным
среди них профессиональным заболеванием был туберкулез. Нужно добавить,
что в XIX в. еще сохранялась традиция, когда портные шили, сидя на столе, а модистки — сидя на стуле.
Активно развивается в XIX в.
и производство готовой одежды — конфекции. Еще в 1774—1776 гг. министр
финансов Франции А.-Р.-Ж.Тюрго пытался провести ряд реформ, отменявших
цеховые ограничения. Но условия для развития массового производства
одежды создала Великая французская революция, в ходе которой были
отменены все прежние ограничения для свободы предпринимательства.
Первые конфекционные дома (мастерские по пошиву готовой одежды не по
индивидуальному заказу) появились еще во время революции, в первой
половине XIX в.
их число стремительно росло, несмотря на то, что основными орудиями
труда в них по-прежнему были иголка, ножницы и утюг. В 1824 г. в Париже
создано конфекционное предприятие «Ля бельЖардиньер», в 1833 г.
известный французский предприниматель Г. де Терно основал предприятие
«Ле Боном Ришар», в 1839 г. возникла скорняцкая фирма «Ревийон». В
1830-е гг. возникают первые предприятия и в Германии — в 1837 г.
магдебург-ский купец В.Маннхаймер выиграл в лотерею 100 талеров и на эти
деньги открыл в Берлине магазин с мастерской, где производил и продавал
мужские готовые пальто двух-трех моделей. В.Маннхаймер придумал
раскраивать ткани, положенные в несколько слоев — настилом. В 1837 г.
Д.Левин из Кенигсберга также открыл мастерскую и магазин, где продавал
женские пальто по фиксированной цене. В связи с особенностями покроя
вначале готовая одежда была преимущественно мужской или верхней, а
женскую продолжали шить по индивидуальному заказу, так как требовалась
очень точная подгонка платья по фигуре. Для женщин первые конфекционные
дома шили более объемную верхнюю одежду — всевозможные накидки,
аксессуары, шляпы и корсеты. Уже в 1820-е гг. появляются первые бумажные
выкройки, которые выпускала фирма «Смит» в Лондоне, а с 1863 г.
производство выкроек перешло на индустриальную основу (была основана знаменитая американская фирма «Баттерик»). В 1818 г. француз
Мишель изобрел первую систему кройки («система трети»), в 1831 г.
появилась масштабная система, затем — пропорционально-расчетная. В 1841
г. в Париже знаменитый тогда портной А. Лавинь основал школу кройки
«Гер-Лавинь» с мастерской (впоследствии эта фирма превратилась в
знаменитую школу моды «Эсмод» — Высшую школу искусства и техники моды).
Позднее А. Лавинь будет шить амазонки (охотничьи костюмы) для
императрицы Франции Евгении. Он изобрел собственную систему кройки,
бюст-манекен для шитья и гибкую сантиметровую ленту.
Настоящую революцию в производстве одежды произвело изобретение швейной
машины. В 1755 г. в Англии была создана первая швейная машина, затем
запатентованы и другие конструкции. Но первые швейные машины были еще
несовершенны и не давали прочной строчки. Только изобретение челнока
(машина 1830 г. французского инженера Б.Тимонье) позволило широко
распространить швейные машины в швейных мастерских. Уже с 1850 г. швейные машины стали применяться в парижских модных салонах, а с 1657 г. — повсеместно. Самую надежную конструкцию механизма тогда имели швейные машины с ручным и ножным приводом компании «Зингер», которая была основана в США в 1851 г. В 1862 г. в Германии была образована фабрика швейных машин «Пфафф». Швейные машины создавали необходимую основу для развития производства готовой одежды, а с 1870-х гг. их стали применять и в обувной промышленности. Правда,
обычные портные долго не доверяли прочности машинной строчки и часто
поверх нее дополнительно делали шов на руках либо использовали швейные
машины только для стежки. По крайней мере, еще в начале XX в. швейная машина не была обязательным оборудованием мастерской портного. Бурное развитие модной индустрии в XIX в. привело и к другим последствиям — в Париже возникла «высокая мода» («от кутюр» — «высокое шитье»). Несомненно,
что эта идея пришла создателю «высокой моды» Ч.-Ф. Борту именно на фоне
впечатляющих успехов массового производства. По существу, кутюрье —
создателями высокой моды — можно было бы назвать всех портных и
модисток, которые одевали королей, королев и придворных на протяжении
многих веков — их творения отличали высочайшее мастерство изготовления и
художественная ценность. Но портной оставался «невидимкой», все лавры
открытия новой моды доставались тому, кто носил этот костюм (например,
известный лондонский денди Дж. Браммелл считал именно себя автором
своих костюмов, а не своего портного, который только выполнял его
указания). Костюм отражал вкус его обладателя, а не портного. Великая
французская революция несколько изменила эту ситуацию: портные и
модистки получили некоторую самостоятельность при создании новых
моделей, так как на время исчезли главные участники моды — король и
придворные. Знаменитая Р.Бер-тэн уже ощущала себя творцом новой моды,
предлагая королеве на одобрение новые идеи. Сохранились имена знаменитых
портных эпохи Директории: Нан-си, который шил модели в греческом стиле,
и Рембо, который ориентировался на римские образцы, т.е. уже можно
было говорить об индивидуальном стиле не заказчика, а портного. Также
был очень популярен Леруа — портной эпохи Наполеона I Бонапарта,
одевавший императрицу Жозефину. В своей мастерской, которую можно
вполне считать прообразом дома высокой моды (там работало несколько
сотен работниц), он создавал не только платья и шляпы, но и духи.
Но настоящим создателем высокой моды стал Чарльз Фредерик Ворт (1825—
1895 гг.), который приехал в Париж из Англии в 1845 г. Сначала он
работал в магазине новинок, потом в швейной фирме, а в 1858 г. открыл
собственную мастерскую, в которой шил платья для самых
высокопоставленных клиенток (с 1860 г. Ч. -Ф. Ворт стал портным императрицы Евгении). Клиентками Ч. -Ф. Ворта были
известные аристократки не только Парижа, но и всей Европы (он одевал
девять королев). В 1868 г. Ч. -Ф. Ворт создает «Шамбр Синдикаль де ля
ку-тюр франсэз» («Синдикат французской высокой моды») — организацию,
объединившую салоны, в которых одевались высшие круги общества. К этому
Ч.-Ф.Ворта, по-видимому, побудили, с одной стороны, желание защитить
известных портных от копирования их моделей (так как Синдикат высокой
моды охраняет авторские права на модели своих членов), с другой стороны,
стремление предложить своим клиентам уникальные модели, которые
отличали бы их от простых буржуа. Синдикат высокой моды (который
существует до сих пор) напоминал средневековый цех: называться кутюрье
могут только члены этой организации. Чтобы быть принятым в Синдикат,
необходимо было соответствовать определенным требованиям — изготавливать
модели только по индивидуальному заказу и только с применением ручной
работы (что и обеспечивало, по мнению Ч. -Ф. Ворта, качество и
исключительность на фоне повсеместного распространения швейных машин),
иметь особую клиентуру. Впоследствии в устав Синдиката высокой моды
добавились новые требования к кутюрье: необходимость проводить
регулярные показы моделей для клиентов и прессы, а также дважды в год
показывать новые коллекции. В настоящее время кутюрье может себя
называть тот, кто является членом Синдиката высокой моды, имеет салон
(дом высокой моды) в Париже и соблюдает определенные правила: при
изготовлении моделей по индивидуальному заказу использует
преимущественно ручную работу (сейчас строгие правила смягчили —
допускается до 30% машинных строчек); применяет ткани определенной
стоимости; дважды в год показывает новые коллекции, которые должны
включать в себя не менее 75 моделей в год, на манекенщицах (в
июле-августе — осенне-зимние, в январе — весенне-летние), а также
устраивает показы для клиентов (правда, теперь их с успехом заменяют
видеозаписи показов и сайты в Интернет); в мастерских дома должны
работать не менее 20 сотрудников и три постоянные манекенщицы.
Именно Ч. -Ф. Ворт изобрел профессию манекенщицы: его жена Мария Ворт
была, можно сказать, первой топ-моделью, так как она демонстрировала
новые модели в высшем обществе до того, как их заказывали титулованные
заказчицы. Кроме того, Ч.-Ф.Ворт нанимал девушек-манекенщиц, которых
называл «дублерами», так как их фигуры были идентичны фигурам его
знатных клиенток, не имевших времени и возможности часто приезжать в
Париж и часами стоять на примерках (королева Англии Виктория одевалась у Ч. -Ф. Ворта инкогнито,
никогда не посещая его салон). На «дублерах» Ч.-Ф.Ворт делал примерки
при создании новых моделей, и они же показывали клиенткам эти модели в
салоне. Ч. -Ф. Ворт начал свою карьеру в эпоху Второй империи (1852—1870 гг.), во время правления Наполеона III Бонапарта,
супруга которого — императрица Евгения — была страстной поклонницей
моды, что немало способствовало процветанию салона Ч. -Ф. Ворта. Этот
кутюрье ввел в моду новые силуэты, например, сделал популярными платья с
огромными юбками на кринолинах из металлических обручей и немного
завышенной линией талии (он запатентовал специальное устройство,
которое сжимало обручи в тот момент, например, когда дама должна была
пройти в дверь). Кринолины носили в 1850— 1860-х гг., к 1867 г. они
исчезли совсем, но Ч.-Ф.Ворт тут же вместо них придумал турнюр. После
падения Второй империи в 1870 г. многие клиенты домов высокой моды
эмигрировали, включая семью императора, и, казалось, исчезла та среда, в
которой родилась высокая мода. Однако падение монархии, напротив,
помогло домам высокой моды ощутить свою самостоятельность
и независимость от прихотей королей. Вместо прежних клиентов в изобилии
появились новые. Первыми новые модели часто демонстрировали известные
актрисы и не менее знаменитые парижские кокотки, которым в целях рекламы
портные часто шили платья бесплатно или с большой скидкой (именно дамы
полусвета ввели в моду новый силуэт «русалка», облегающий фигуру,
который считали поначалу безнравственным). Ч.-Ф.Ворт ощутил себя
настоящим законодателем моды: именно он ввел в моду элементы из
исторического костюма, знатоком которого он был, — турнюры, покрой
«принцесс». Дом Ч. -Ф.Ворта сохранял позицию законодателя моды вплоть до
конца XIX в. В конце XIX в.
уже существовало множество домов высокой моды, модели которых были
образцами для подражания во всех европейских странах и в Америке: Дом
«Мадам Лаферье», Дом «Пакэн», Дом «Жака Дусе», Дом «Сестер Калло» и т.д.
После смерти Ч.-Ф.Ворта в 1895 г. Синдикат высокой моды возглавила
мадам Пакэн (Ж.Сен-Дени), которая придумала вывозить своих манекенщиц в
новых туалетах в места скопления модной парижской публики: весной — на
вернисажи, осенью — на скачки в Лоншане в день розыгрыша гран-при.
Англичанин Джон Редферн, который открыл в Париже в 1881 г. салон, в
котором шил дамские охотничьи костюмы-амазонки, предложил своим
клиенткам прогулочные костюмы из шерстяных тканей в «английском» стиле,
состоящие из юбки, блузки и жакета, напоминавшего мужской пиджак,
ставшие теперь классическими (английский классический костюм). Ателье
подобного уровня существовали и в других странах, но они не имели права
называться домами высокой моды. В Вене, например, был салон «Морис
Штай-нер», в Пизе — «Элена Паренти», в Неаполе — «Рафаэлла Де Лука», в
Санкт-Петербурге — «А.Т.Иванова», «Госпожа Ольга», «А.Л.Бризак», в
Москве — «Н.П.Ламанова», в Нью-Йорке — «К.Донован» и д
В
России были лучшие военные портные в Европе, многие высшие чины из
других стран заказывали парадные мундиры именно в России. Если в начале XIX в.
наиболее известные ателье в Москве и Санкт-Петербурге держали
иностранцы, у которых работали русские портные и швеи, или русские
мастера для привлечения клиентов вынуждены были брать звучные
иностранные псевдонимы, то к концу века модели русских портных ничем не
уступали парижским. Одеваться, например, у Н.П.Ламановой бьшо не менее
престижно, чем у французских кутюрье, так как она выполняла заказы
императриц и придворных дам. После Октябрьской революции Н.П.Ламанова
осталась в Советской России и стала основоположницей советской школы
моделирования, разработав свою теорию моделирования одежды, основанную
на органичном сочетании тенденций европейской моды и национальных
традиций.
Однако, несмотря на
то, что дома высокой моды диктовали женскую моду, большинство мужчин и
многие женщины (особенно работающие) к концу XIX в.
уже носили готовую одежду. Сложился мужской костюм, существующий до сих
пор и состоящий из брюк, жилета, пиджака. Развитию массовой моды
способствовало и внедрение новых форм торговли — в 1850-е гг. появились
универмаги (первый универмаг «Бон Марше» был открыт в 1852 г. в Париже).
От прежних небольших магазинов текстильных товаров универмаги
отличались огромным ассортиментом модных товаров, низкими торговыми
наценками (иногда крупные универмаги устанавливали на некоторые товары
низкие демпинговые цены), фиксированными ценами, возможностью спокойно
осмотреть и примерить все выставленные товары и либеральным отношением к
разбору жалоб покупателей (именно тогда родилась знаменитая фраза
«Покупатель всегда прав!»). Подобные универмаги во второй половине XIX в.
открываются во всех крупных городах: в Париже «Галери Лафайетт», в
Милане «Галерея Виктора Эммануила», в Нью-Йорке «Бергдорф Гудман»,
«Сакс на Пятой авеню», в Москве «Мюр и Мерилиз».
Пошив, дизайн одежды и школьной формы в Кировограде Для получения дополнительной информации просим Вас позвонить с 10.00 до 19.00 по телефонам
095 45 98 785 067 799 67 47
|