Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.
Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность
изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в
отдельном произведении, художественно-пластическая однородность
предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты,
преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным
воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы
структурных связей, которые и являются основой однородности предметной
среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими
художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах
искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших
стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо»,
«неоклассицизм», «ампир», «романтизм». Общие принципы формообразования,
характерные для каждого «большого стиля» эпохи, определяют и особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает возможность сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени (так историки костюма сравнивают вытянутые формы головных уборов и обуви готики с устремленными ввысь шпилями готических соборов).
Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, сосуществовало несколько стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля. В каждой стране существовала своя динамика эволюции художественных стилей, связанная с уровнем развития культуры, политическим и социально-экономическим развитием, степенью взаимодействия с культурой других стран. Так в XV в. в Италии — расцвет культуры Ренессанса, во Франции — «поздняя готика», а в Германии, особенно в архитектуре, «готика» преобладала вплоть до второй половины XVI в. Кроме того, внутри большого стиля могут развиватьмикростили.
Так, в пределах стиля «рококо» в 1730—1750-х гг. существовали
микростили «шинуазри» (китайщина) и «тюркери» (турецкий стиль), в стиле
«модерн» («ар нуво», «либерти») в 1890—1900-е гг. можно выделить
«неоготику», «неорусский» стиль и другие, в стиле «ар деко» (1920-е гг.) — «русский», «африканский», «геометрический» стили и т.д.
Однако
со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших
художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества,
развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового
рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени
проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и
пластических образов. Уже в XIX в.
появились стили, основанные на использовании стилей прошлого и их
смешении («историзм», «эклектика»). Эклектизм стал и одной из важнейших
характеристик культуры XX в., особенно его последней трети — культуры «постмодерна» {эклектика —
смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких
стилей), что оказало влияние и на моду, и на костюм (см. об этом в п.
3.7.2.). Последним «большим художественным стилем» можно считать, наверное, стиль «модерн». В XX в. на смену «большим стилям» пришли новые
концепции и методы, связанные прежде всего с инновационной сущностью
искусства авангарда: «абстракционизм», «функционализм», «сюрреализм»,
«поп-арт» и т.д., отражающие мировоззрение человека XX в.
И речь может идти не о большом стиле, а скорее о модном стиле (когда
стиль становится модным, теряя при этом устойчивость в течение
достаточно длительного времени, которой обладали «большие стили эпохи»).
В моде XX в.
в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме,
последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. — «восточный стиль» и
«нео-грек»; в 1920-е гг. — «ар деко» («русский», «египетский»,
«латиноамериканский», «африканский), «геометрический»; в 1930-е гг. —
«неоклассицизм», «историзм», «латиноамериканский», «альпийский»,
«сюрреализм»; в 1940-е гг. — в США появились в модном костюме стили
«кантри» и «вестерн», «латиноамериканский»; в 1950-е гг. — «нью лук»,
стиль «Шанель»; в 1960-е гг. — «космический»; в 1970-е гг. —
«романтический», «ретро», «фольклорный», «этнический», «спортивный»,
«джинсовый», «диффузный», «военизированный» («ми-литари»), «бельевой»,
«диско», «сафари», «панк-стиль»; в 1980-е гг. — «экологический», стиль
«новых пиратов», «неоклассика», «нео-барокко», «секси», «корсетный»,
«этнический», «спортивный»; в 1990-е гг. — «гранж», «этнический»,
«экологический», «гламур», «историзм», «нео-панк», «кибер-панк»,
«неохиппи», «минимализм», «милитари» и т.д. Каждый сезон модные издания
пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать
свой стиль. Но впечатляющее многообразие стилей в современной моде вовсе
не означает, что они появляются произвольно. Актуальным становится
стиль, в котором находят отклик политические события, социальные
проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. В модных стилях
отражаются изменения образа жизни и образа человека каждого времени,
представления о его месте и роли в современном мире. На появление новых
стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их
обработки.
Среди множества
стилей можно выделить те, которые называют «классическими» — это стили,
которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного
времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными
качествами, которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив
множество разнообразных «мод» и модных стилей: универсальность,
многофункциональность, целостность и простота форм, соответствие
потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни.
Классическими можно считать такие стили, как «английский» («английская
классика» — костюм, классические виды верхней одежды,), стиль «Шанель», «джинсовый», «вестерн» и «кантри», «морской». Помимо больших художественных стилей и микростилей существует такие понятия, как «стиль автора», «индивидуальный стиль мастера». Стиль автора — совокупность
главных идейно-художественных особенностей творчества мастера,
проявляющихся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии
выразительных средств и художественных приемов. Своим стилем отличалось
творчество крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды — с полным правом
можно говорить о стиле «Шанель», стиле «Диора», стиле «Баленсиага»,
стиле «Кур-режа», стиле «Версаче», стиле «Лакруа» и т.д. С понятием «стиль» связано понятие «стилизация» — художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация — намеренное
использование формальных признаков и образной системы того или иного
стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в
новом, необычном для него художественном контексте. Стилизация
предполагает свободное обращение с прототипами, в частности,
трансформацию форм, но при сохранении связи с исходным стилем —
творческий источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание
стилям классического искусства (искусства античности) было
господствующим принципом, приемом стилизации пользовались в эпохи
классицизма, неоклассицизма, ампира. Стилизация как художественный прием
служила источником появления новых форм и образов в искусстве модерна. В
современном дизайне стилизация сохраняет свое значение, особенно если
речь идет о так называемом коммерческом дизайне (корпоративном
дизайне), ориентированном на создание продукции для массового
потребителя.
Стилизация: 1)
сознательное употребление признаков того или иного стиля при
проектировании изделий (чаще употребляется в этом значении термин
«стайлинг»); 2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков
культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в ее декор; 3)
создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам
природы или характерных предметов. Стилизация широко применяется в
моделировании одежды с целью создания новых форм и выразительных
образов. Блестящими примерами стилизации являются коллекции Ива
Сен-Лорана 1960— 1980-х гг.: «Африканки», «Русские балеты/оперы»,
«Китаянки», «Испанки», «Памяти Пикассо» и т.п.
Художественно-пластическая однородность современной предметной среды
получила определение «дизайн-стиль». Дизайн-стиль отражает
результаты эстетического освоения технического прогресса, достижения
промышленного овладения материалом. Дизайн-стиль связан с новейшими
материалами и технологиями, которые способны изменить не только облик
вещей, но и придать новые качества жизни человека, влияя на
взаимодействие вещи и человека. Художественный
стиль, дизайн-стиль и мода — это различные типы визуальной общности
продуктов материально-художественной культуры, различающиеся степенью
устойчивости и механизмами функционирования в обществе. Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (можно
в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель,
повторившей слова поэта Пьера Реверди: «Мода меняется, а настоящий
стиль — никогда.»), однако мода для современного общества имеет
огромное значение.
Пошив, дизайн одежды и школьной формы в Кировограде Для получения дополнительной информации просим Вас позвонить с 10.00 до 19.00 по телефонам
095 45 98 785 067 799 67 47
|