Мода
является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и
современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен
человеческой культуры начали еще в конце XVIII в.,
трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с
изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме.
Однако понять истинную сущность явления «мода», раскрыть глубинные
механизмы ее возникновения и функционирования в обществе дал
возможность социологический подход к изучению моды. Исследователи моды в
конце XIX—XX вв.
рассматривали моду прежде всего как социальный феномен, анализируя
социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные,
экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с
самых разных точек зрения: социальной психологии и психоанализа,
экономики рыночного капитализма и культурологии, — и в каждом случае
мода представала как важнейший компонент современного человеческого
общества, определяющий динамику его развития. Дизайнеру, создающему
культурные образцы, которые могут стать (а в ряде случаев и должны
стать) модными, необходимо иметь целостное представление о природе
модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и
экономических отношений в современном обществе. В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат. modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское «mode», итальянское «moda», немецкое «Mode», английское «mode», хотя чаще употребляется «fashion». Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения.Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»: Мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова).
Мода — тип реагирования на нововведения, свойственный значительному
количеству людей. Она зачастую проявляется в периодической смене
объектов выбора, как новый образ действия или мышления (определение
социального психолога Э.Богардуса).
Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является
формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция,
обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития
образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).
Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к
материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство,
литература, наука (особенно медицина, социология, экономика,
философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является
областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может
быть мода на действия, идеи, вещи. Структура моды состоит из следующих
элементов:
1) модные стандарты. Модный стандарт — способ или образец поведения или действия; 2) модные объекты. Модные объекты могут быть материальными и нематериальными — это вещи, идеи, слова и их свойства; 3) модные
значения, или ценности моды. Когда модный стандарт или объект
приобретает модное значение, он становится модным, когда утрачивает
модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды
предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению
определенных ценностей. Выделяют первичные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (мода не признает никаких границ, кроме временных), демонстративность (мода является способом коммуникации и позволяет демонстрировать социальный статус и сообщать информацию о себе), игра (мода
связана с эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск
нового, создание нового и открытие старого в качестве нового).
Культурология XX в.
рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры.
Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового
поведения, следования своеобразным «правилам игры» (модные стандарты).
Мода также связана с понятиями «ролевая игра» и «социальная роль»,
являясь знаком определенного социального статуса или имитации
социального статуса. Существуют также вторичные (внешние)
ценности моды, которые определяются конкретной ситуацией и категорией
участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности:
социальное равенство или элитарность, красоту или комфорт (удобство) и
т.п. Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и
самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе
(экологические ценности); 4) модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.
Моде свойственны следующие функции:
1. Инновационная —
мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск
нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими,
культурные образцы.
2. Регулятивная — мода
внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные
образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на
какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем
самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает
возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему
будущему.
3. Психологическая — мода
удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая
иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность
своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной
разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических
перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом
масштабе.
4. Социальная — мода
приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает
восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует
воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода
регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую
функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство.
5. Престижная —
мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный
статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса.
Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп
мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.
6. Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.
7. Экономическая —
мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров,
регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода
влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование
определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются
стандарты потребления и социальные образы вещей.
8. Эстетическая — мода
удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового
эстетического вкуса, является способом распространения и изменения
эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения,
происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от
индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна),
который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Многообразие,
плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в
современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это
было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса). Различные
социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно
различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты.
Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с
образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.
Пошив, дизайн одежды и школьной формы в Кировограде Для получения дополнительной информации просим Вас позвонить с 10.00 до 19.00 по телефонам
095 45 98 785 067 799 67 47
|